В эти выходные съездил на свой первый горный марафон недалеко от г. Белорецк в Башкирии. Одной из главных сложностей старта для меня была удаленность - надо было преодолеть 1000км в одну сторону, но более-менее удобное расписание общественного транспорта позволяло это сделать:
03:00 - 05:30 - Йошкар-Ола - Казань
07:00 - 16:00 - Казань - Уфа (время местное :) )
19:00 - 23:00 - Уфа - место старта

18 часов, и можно ставить палатку под непрекращающимся дождем:)
Думаю я бы не решился ехать, если бы не трансфер организаторов участников из Уфы до места старта. Забегая вперед отмечу, что организация просто потрясающая, всё продумано, баня на финише, всё быстро - молодцы!

Отлично отдохнув в палатке ночью, с утра сразу началась подготовка к старту. Дождь к счастью прекратился и даже выглядывало солнышко.

Всего было 2 дистанции, 10 км и 40 км, старт был отдельный в разное время в разных местах:) В 9 утра мы стартовали. Уже метров через 500 был брод через речку, но слева были накиданы доски, по которым я предпочел пройти, сохранив ноги сухими. Наивный:)

Дальше начался участок, который для себя я назвал "деревенская дорога в распутицу". Всё скользит, грязь, приправленная камнями. Но темп на первый небольшой подъём взял комфортный, бежал в группе, не пытаясь особо рвать.

Высота становилась всё больше, грязи становилось меньше, и начался первый крутой подъём. Вот тут в большом количестве люди перешли на шаг (возникла даже мысль, может так правильно экономит силы?), но оставались бегущие, и я пристроился за ними. Этот подъём у горы Малиновая дался более менее легко, желания перейти на шаг не было. Потом начался первый крутой спуск. Тут я понял, что очень сильно отстаю - те, кого обгонял на подъёмах, проносились мимо на спуске. А я всё боялся подскользнуться на грязи, камне или ветках. Ближе к концу первого спуска вроде бы приноровился, пристроился за группой и спустился с ними.

Потом был пункт питания, который не могу не отметить - такого изобилия продуктов на обычном марафоне не встретишь - орехи, сухофрукты, сало, конфеты, апельсины, бананы - всего не запомнил. Глаза разбегались, но я брал только апельсины и пил обычную воду (был еще изотоник).

На спусках доставляла дискомфорт поясная сумка, в которую я буквально затолкал ветрозащитную куртку и пару гелей. В итоге я так и не доставал куртку, и можно было обойтись без этой сумки.

Второй подъём, назовём его "подъём у горы Кирель", дался уже не так легко, но к моменту, когда возникла мысль "что-то совсем тяжело становится", подъём закончился, появился пункт питания в тумане. На этом подъёме обогнал группу участников, и впереди возникла пустота:)

Тяжелее бежать, когда не за кого зацепиться взглядом, особенно на спуске, где я чувствовал себя неуверенно. Начал бежать вниз, но, глянув на пульс, понял, что делаю это очень аккуратно - пульс был ниже 140. Как в подтверждение моих слов, меня догнали двое. Один обогнал, а второй не успел - я пристроился за первым:) Набрав его темп, я понял, что могу быстрее - и плавно оторвался от преследователей. Дальше стало одиноко - опять никого не было видно.

В поселке Нура на броде (здесь я уже сухость ног не берег) увидел двух впереди идущих участников - оба были с палками. По ощущениям долго за ними бежал без сокращения отставания. Состояние в этот момент было отличное, казалось, да еще хоть 30 таких, но я знал, что самое сложное - подъём на Ялангас, впереди, но не подозревал, что будет так тяжело.

Подкрепившись на пункте питания кусочком сала (оно было такое вкусное!) и апельсином, начал погоню - догонять и обгонять я планировал именно на подъёмах. Первого достал довольно быстро, еще на ЛЭП, и казалось, вот сейчас и второго достану. После ЛЭП был небольшой спуск, парень в желтой куртке был уже метрах в 20, но я отвлекся на "глотнуть воды в ручье, и расстояние чуть увеличилось.

Дальше началась изюминка всей дистанции - постоянный подъём вверх на 500 метров по высоте и 5 км в длине. Сначала был интересный лабиринт по бездорожью леса. Отмечу разметку - она была очень частой, информативной и однозначной - сомнений "куда двигаться" не возникало.

Желтая фигура маячила впереди на одном и том же расстоянии, и это угнетало - и бросать борьбу не хотелось, но и прибавить возможности не было - надо было экономить силы. Градиент подъёма рос (или росла моя усталость), но бежать становилось всё труднее, да и бегом назвать это было уже тяжело. Наконец-то мы достали участника, который шёл пешком. Кажется, обогнать такого "раз-два". Если бы... Даже обогнав его, чувствовал, что расстояние между нами увеличивалось оооочень медленно, бежишь как будто на месте. Это вообще тяжело назвать бегом - скорее ходьба с имитацией движения бегуна. Но заставлял себя не перейти на шаг - казалось, обратно вернуться на бег будет тяжело.

К сожалению "желтая куртка" прибавила и я потерял его в лесу из вида, оставшись один. К счастью, пробивание по лесу кончилось, и вышел на дорогу, всё также ведущую наверх, но уже, как казалось, положе. Довольно скоро стали встречаться участники на 10 км, возвращающиеся с финиша. Все подбадривали, говорили "осталось всего 1 км". Старался всем отвечать, настроение на этом участке улучшилось:) Навстречу пробежал лидер - в этом месте был участок встречного дивжения, и теперь, считая встречных марафонцев, можно было оценить своё место.

Довольно быстро я перестал что-то считать:) Стало тяжело, километраж не спеша шел к заветным 30 км, где должна была быть вершина. Наконец я выбежал на поляну с едой и водой, надеясь, что это - всё! Но нет, меня обрадовали тем, что "вам еще метров 200 вот туда". Еще немного я бежал, до предвершинной развилки, а дальше уже пришлось шагом - стало круто, пошли большие камни. Всем телом чувствовал, что я устал:) Оставалось немного потерпеть. Наконец-то вершина, фотография на ней, подбадривающие слова, "потрясающий вид" на Уральские горы (сплошной туман и молоко), и начался спуск вниз.

Начала греть мысль "ну всё, дальше только спуск, доберусь". Может она расслабила организм, или просто я перестарался на подъёме, но спуск давался очень тяжело. Своё положение на тот момент, судя по встречным участникам, я оценивал в 15-20 место (на самом деле было чуть выше).

Но сначала меня обогнал один, второй, но при этом самому удалось обогнать его. Последние 5 километров мысль была "да уже без разницы каким, лишь бы добраться бегом". За километра 3-4 почувствовал, что кто-то за мной есть на рассстоянии, но не обгоняет:)

Когда оставалось 3 километра, стало совсем нелегко, съел гель с кофеином, но никакого эффекта не почувствовал. Довольно скоро, километра за 2 до финиша, меня обогнал преследователь, я зацепился за него и держался за ним, понимая, что скорее всего не смогу рвануть. Это уже происходило на равнинной части ближе к финишу. Я бы не сказал что темп был очень плохим, 5-6 мин/км, но по ощущениям не было никакого запаса.

Тут "нашу парочку" обогнало еще 2 участника, буквально убежав от нас. Посмотрел назад - больше никого там не было, и решил просто финишировать, не убиваясь ради одной позиции. Шедший впереди нашей пары чуть ускорился, давая понять, что не намерен давать мне рвануть из-за спины. Я даже думал крикнуть ему "я не буду рвать", чтобы он не тратил силы, но решил промолчать:)

Спокойно финишировал под подбадривающие крики организаторов, получил водичку, медаль. Надел куртку, которую проносил всю дистанцию и пошел в лагерь, слегка расстроенный тем, что за последних км пропустил аж троих участников.

Потом была отличная баня, горячая еда, да и вообще отличная атмосфера:)

В итоге в протоколе оказался 17-м из порядка 60-70 участников мужского пола, в конце плотной группы участников 14-17 мест. Вполне доволен результатом дебюта! Трек здесь https://connect.garmin.com/modern/activity/1967327530

Дальше была непростая дорога домой - в 22:30 был в Уфе, в 23:00 выехал в Казань, где оказался в 4 утра, где не знал куда деваться в такую рань и холод:) Нашел какой-то халяль, по пути на вокзал, где отогрел себя самсой с кофе:) В 6 утра выехал домой, и в 9 утра был дома.

В итоге чуть больше 2-х суток на путешествие, и оно того стоило.
Однозначно планирую поехать еще, это очень интересно - единственное, хочу это делать не один, хочу компании - присоединяйтесь ;)