В конце сентября 2013 года родилась идея посетить незаслуженно обделенный вниманием район Килемарских лесов и болот. Для посещения всех озер района потребовалось бы большое количество времени, а так как мы располагали только выходными, был выбран район к северу и северо-западу от Визимьяр.

Сроки прохождения маршрута - 27-29 сентября 2013 года

Natasha Bulygina
г. Санкт-Петербург

Alexey Knyazev
г. Йошкар-Ола
Dima Knyazev
г. Йошкар-Ола

День 1 18:28 - 20:12 8.84 км 5.1 км/ч 78 м. - 130 м.

27 сентября, пос. Визимьяры — оз. Илкан-Яр

В пятницу в 17.10 мы в полном составе выдвинулись с городского автовокзала на маршрутке Йошкар-Ола - Коротни. Стоимость проезд до Визимьяр составила 160 рублей, за багаж дополнительных денег не просили, спасибо и на этом. Примерно в 18:30 мы вышли в Визимьярах и практически сразу начали маршрут по бывшей железной дороге, которая сейчас представляет песчаную дорогу.

Изначально мы планировали начать маршрут чуть раньше Визимьяр, как это видно на карте выше, но выйти из транспорта раньше общей остановки не представлялось возможным.

Дорога в первый день не представляла никаких сложностей - прямая песчаная, довольно сухая, погода была отличная - поэтому довольно бодро в темноте мы дошли до поворота на озеро Илкан-Яр. Дорога на озеро хорошая и красивая, в живописном смешанном лесу.

На самом озере была обнаружена единственная стоянка, дорога упирается в нее и буквально "входит" в воду. Место очень чистое - встретилась всего одна пластиковая бутылка, явно рыбацкого происхождения. Стоянка довольно уютная, под красивым клёном. Вода у берега заросла какими-то водорослями, поэтому в плане купания озеро не привлекательно.

Погода в первый день порадовала, ночью небо было даже звёздным, что внушало некоторый оптимизм, но прогноз от gismeteo не ошибся, и нас ждали впереди 2 дня дождей.

День 2 08:07 - 14:56 19.8 км 2.6 км/ч 96 м. - 167 м.

28 сентября, оз. Илкан-Яр — оз. Светлое

На самом деле вечером было тяжело в темноте оценить место и озеро, поэтому утром нам открылась довольно приятная картина, которая, конечно, была бы в разы красивее в солнечный день. После недолгих сборов и приятного завтрака мы были готовы к выходу.

Погода с утра еще немного держалась, но как только мы собрали лагерь и сделали обязательную фотографию, пошел довольно сильный дождь, который практически и не прекращался целый день. Недолго поискав какие-либо другие дороги от озера в нужном нам направлении, пошли по классической на Изъяр. Она представляет из себя широкую песчаную лесовозную дорогу, которая, судя по следам, активно используется. Забегая вперед, сообщу, что за все 2.5 дня не был встречен ни один лесовозный транспорт.

Довольно быстро под непрекращающимся дождём дошли до озера Изъяр. На разных картах и разных описаниях оно называется по-разному: Изьяр, Изъ-яр или Изъ яр. Для удобства буду стараться придерживаться в дальнейшем варианта Изъяр. Дорога подходит к озеру таким образом, что задолго до основного подхода к озеру видна водная гладь. Так как мы не располагали информацией о наличии подходов к воде, то решили в определенный момент выйти к озеру напрямую, что хорошо видно по трэку. Озеро оказалось очень аккуратным, со слегка болотистыми берегами во мху, но без воды. Для эксперимента в течение 10 минут позабрасывали спининг - результат нулевой, да и погода не располагала к комфортной рыбалке.

Вернувшись обратно на дорогу и пройдя буквально 100 метров, мы увидили, что к озеру идёт нормальная дорога. Около берега стоит беседка с надписью "Собственность ООО «Русь»". На этой стоянке уже есть немного мусора, поэтому наш выход напролом не прошел зря - там и чисто, и вид на озеро удачнее.

Вскоре мы двинулись дальше, так как сырыми не очень комфортно находиться на месте. Дорога всё также шла отличная, и это немного расстраивало, так как хотелось более диких мест. По дороге на Пынжьяр мы пропустили нужный поворот направо, так как его расположение на карте и фактическое не совпадало метров на 300. Возвращаться обратно не хотелось, и мы решили дойти до ближайшего пересечения просек и пойти напрямую по одной из них. Как только мы "слезли" с основной дороги на просеку (этот момент хорошо виден на трэке между кварталами 58 и 59), сразу начались заболоченные участки. Дойдя до квартально столба на пересечении просек, мы поняли, что дальше всё будет еще хуже, но идти назад совсем не хотелось, благо по заболоченной просеке надо было идти не более 500 метров.

Именно на этой просеке мы довольно сильно промочили ноги, так как помимо встречающихся ям с водой сильно действие оказывала густая влажная трава. Но радовало наличие клюквы, хоть и не большое - ели на ходу, специально для этого не останавливаясь. Как и ожидалось, вскоре мы вышли на нормальную дорогу и по ней уверенно пошли на Пынжьяр. Описания у этого озера нормального не было, поэтому не знали, что нам ждать. Единственное, что мы знали - бобры построили на вытекающей реке плотину, поэтому озеро затопило. Так нам сказал мужик на скутере, которого мы встретили в пятницу по дороге на Илкан-Яр.

При подходе к озеру открылись удручающие последствия вырубки лесов - оставленные пеньки, гниющие ветки, и т.п. особенно сильно пострадала ЮЗ и ЮВ части озера - оставлена только небольшая полоска берегового леса. Сначала мы попробовали попасть на берег озера с ЮЗ стороны, перейдя вытекающий ручей по мосту из поваленных деревьев. У этого ручья также стоит беседка, похожая на беседку на озере Изъяр. С ЮЗ стороны все оказалось затопленным и выйти на край озера не получилось. Вернувшись назад, мы вдоль вырубки двинулись в северном направлении и подошли к лесу в СВ части озера.

В этом месте было совершено большое количество попыток выйти на свободный простор озера по затопленному участку, используя поваленные деревья. В конце концов, Дмитрий в болотниках, которые его не спасли от погружения выше колена, вышел-таки на берег озера. Остальные участники группы практически и не пытались пройти по его следу, потому что, во-первых, его продвижение в одну сторону на 20 метров заняло минут 15, и, во-вторых, глубина воды достигала как минимум 1.5 метров, что было весьма опасно. Лес в затопленных участках гниёт и падает, и, к сожалению, можно только догадываться, насколько озеро было красивым до затопления и варварской вырубки лесов.

Всё это время дождь практически не останавливался, в дополнение к этому у озера было довольно ветрено, поэтому, сильно замерзшие, мы очень быстро отобедали чаем с бутербродами-шоколадом-сухофруктами, и двинулись далее, не боясь никакой влажности - все были сырые и почти все выливали воду из обуви. Двигаясь по молодому лесу на север, мы вскоре вышли на старую заросшую дорогу. Пройдя немного по ней до пересечения с неявной просекой, решили, что терять нечего и стоит идти прямо по старой просеке 1 километр до хорошей, как обозначено на карте, дороги.

Чем дальше мы уходили по просеке, тем больше она переставала быть просекой. В итоге всё перешло в гляхое болото, по которому мы шли по GPS. Иногда встречались следы, очень похожие на человеческие, но что здесь делать разумному человеку - непонятно. Скорее всего это след какого-то зверя. Нормальной дороги через километр не оказалось, судя по всему, на картах она обозначена чуть ли не с ГУЛАГовских времен. По этой несуществующей дороге, соблюдая направление, мы двинулись на север. Внезапно, в довольно глухом лесу, наткнулись на некий склад поваленных и аккуратно сложенных гнилых сосен. Этот склад со всех сторон был окружен высоким лесом без следов какого-либо волока. Это подтверждает мысль, что когда то давно здесь была дорога, которую использовали для вывоза леса, но забросили, даже не забрав весь лес. А на картах это всё тиражируется из десятилетия в десятилетие.

Наконец-то мы вышли на нормальную дорогу как раз на месте квартального столба 51-50.

Дальнейшая дорога до озера Светлое не представляла никаких сложностей - прямая песчаная лесовозная дорога прямо до озера. По обочинам дороги растёт огромное количество грибов всех мастей, мы решили собирать попадающиеся нам белые. Лес очень тихий и практически не тронутый - расстраивает только периодически встречающийся мусор, особо часто попадаются пустые водочные бутылки. Через все речушки проложены классические лесовозные мосты из досок и деревьев.

На озеро Светлое мы пришли ближе к 3 часам дня, но, имея запас по времени, решили в этот день остаться, как и планировали, ночевать здесь. Само озеро кажется очень большим после посещенных маленьких озёр, имеет одну туристическую стоянку со столиком на берегу. Дорога подходит прямо к стоянке, отсюда и все «прелести» доступного озера - специальная мусорная яма, в которой плавают пластиковые тарелки и бутылки из под алкоголя, мусор на поляне(пусть и небольшое количество). Если этого не считать, то стоянка довольно уютная, особенно, хочется верить, в хорошую погоду.

А погода и не думала улучшаться, поэтому весь вечер прошел под аккомпанемент дождя и высушиться в таких условиях было нереально.

День 3 09:23 - 16:20 21.9 км 3.2 км/ч 47 м. - 144 м.

29 сентября, оз. Светлое — оз. Памяьн-яр

Дождь с утра так и не прекратился, разрушив наши надежды на красивые блики солнца в воде озера. Вместо этого еще с ночи на стоянку пожаловали местные на УАЗике, судя по всему, рыбаки. Вели себя адекватно, проблем не создавали, пили водку внутри машины. Пусть это будет предположение, но по аккумулятору в лодке мы сделали предположение, что мужики занимались ловлей рыбы на электроудочку.

Вскоре мы выдвинулись на озеро Цинглок. Дорога шла всё такая же хорошая, и, немного постояв из-за моей ошибочной внезапной мысли, что дорога идёт не туда, мы быстро дошли до озера Цинглок. На некоторое время по пути выглядывало солнце, но надолго оно не задержалось. По краям дороги расстилались сказочные ковры из грибов, чем мы охотно пользовались.

Как только пришли на Цинглок, начал накрапывать дождь. Озеро очень уютное, и, если бы не поваленный лес и следы вырубок вокруг озера, по праву считался бы жемчужиной марийского края. Очень аккуратное, правильной формы. Место под стоянку небольшой группой есть. Стоянка чистая, были оставлены кем-то приготовленные дрова. Всем рекомендуем для посещения, и лучше с ночевкой.

От озера Цинглок мы двинулись на юг по песчаной лесовозной дороге на юг. Почти вся дорога немного "подтоплена" песок сырой, но дорога явно функционирует, хотя мы и не встретили никакого транспорта или людей. Километра через 2 от Цинглока прямо у дороги увидили большой православный крест с человеческий рост, прибитый к сосне. Что он означает в таком глухом лесу - остаётся только догадываться. В целом дорога на юг довольно скучная, прямая, и мы себя развлекали высматриванием белых грибов по обочинам.

Погода снова нас баловала отсутствием осадков, и мы в хорошем темпе, остановившись минут на 30 на обед, дошли до того места, где должен был быть поворот на Памьян-яр. По этому озеру у нас не было вообще никакой информации - ни о наличии стоянок, ни о наличии подходов. Поэтому, когда мы поняли, что если мы не свернем на запад, то пройдём мимо озера, надежда найти дорогу пропала. Был выбран самый оптимальный вариант - идти строго по направлению, не обращая внимания на "рельеф". Тут мы и узнали более-менее, что такое "болото". Нас конечно не затягивало, но ноги уходили по щиколотку и даже по берец ботинка на каждый шаг. Пройдя таким образом около 400 метров, мы наконец-то увидили красивейшее озеро, к которму так и подошли по воде.

Озеро очень аккуратное, тихое, окружено красивым сосново-березовым лесом, имеет очень тёмную воду. С нашего места мы так и не разглядели ни одного нормального подхода к озеру (их нету и на карте), но и исключать их наличие мы не можем, так как не прошли по периметру.

Это озеро было последним в нашем списке, и мы решили выбираться кратчайшим путём на трассу. Вышли на угол старой вырубки, которая уже не была заболочена, а вскоре и вовсе вышли на старую дорогу. Ближе к трассе дорога начала теряться, уходить в ненужном нам направлении, но лес был достаточно хорошо проходим и мы напрямую вышли к асфальту. Простояв на трассе около часа, мы дождались наконец-то маршрутки Коротни-Йошкар-Ола, которая нас забрала. Через 1.5 часа мы снова были дома.

На этом наш поход выходного дня можно считать завершившимся. Выскажу свои общие впечатления. Очень понравилась высокая скорость группы и настрой в любую погоду лезть в любые болота (в разумных пределах) для достижения запланированной цели. Понравилась красота глухих лесов, в которых не встретишь ни людей, ни машин, а только следы медвежьих и волчьих лап. Очень расстроило количество вырубленного леса, особенно вблизи озёр, и оставленные после вырубки «следы». Конечно, в хорошую солнечную погоду этот маршрут, особенно осенью, будет еще краше и приятнее. При желании и чуть большем километраже маршрут можно пройти посуху. На велосипеде пройти маршрут будет очень тяжело, в частности, из-за дороги «Цинглок» — «Памьян-яр», она сильно песчаная с глубокой колеёй и с подтопленными участками.

Трэки

Вот по этой ссылке вы можете посмотреть полную карту с трэком всех трёх дней и прикрепленными по координатам фотографиями. Если у вас есть предложения по улучшению интерфейса отображения карты, сообщите их пожалуйста через наши контакты.


Бюджет

Проезд - 320 р.
За дорогу туда и обратно взяли одинаковую сумму - 160 рублей.
Питание - 276 р.
Обычный набор туриста тушенка, гречка, печеньки и т.п. без каких-либо излишеств.

Фотографии

Фотографии из альбома «Илкан-Яр - Цинглок - Памьян-Яр» Фотографии из альбома «Покорение озёр»